Строительство метро

ТО-6 Метростроя

Строительство тоннелей

и станций метро

Из истории ТО-6.

Тоннельный отряд №6

3 ноября 1933 года приказом начальника Метростроя П. П. Ротерта была создана Контора по электротяговым устройствам, пути и эксплуатации, а в феврале 1934 года началась укладка пути и контактного рельса на первой очереди Московского метрополитена. В марте 1954-го произошла реорганизация, ТО-6 с тех пор стал выполнять как путевые, так и строительные работы.

Тогда же строителям тоннельного отряда впервые поручили возведение станции глубокого заложения "Фрунзенская", перегонов от нее до "Парка культуры" и от "Лененских гор" до "Университета", включая эстокаду на Воробьевых горах. Объект был очень сложный, прежде всего гидрогеологическими условиями.
Если один участок с водопритоком до 500 кубических метров удалось пройти, применяя битумизацию и цементацию пород, с неимоверными трудностями, то второй сооружали в кессоне под давлением 2 атмосферы. К тому времени главным инженером стал Ю. А. Кошелев.

Построенный на грани риска, но по инженерному точно и умело, и этот трудный участок был записан в актив Тоннельного отряда №6. с тех пор стало традицией поручать ТО-6 проходку переходных участков с глубокого на мелкое заложение с самыми сложными геологическими условиями.

Возможно, эти участки так бы и сооружались, если бы группа инженеров: В. В. Сидорцев, Ю. А. Кошелев, А. А. Абросов, Г. Н. Сазонов, Е. А. Василенко в 1975 году не задумала отменить кессон при проходке тоннелей под Яузой при строительстве Рижского радиуса. Разработали новый метод - контурное замораживание грунта.
Внедрял его главный инженер ТО-6 В. В. Сидорцев. Опыт оказался удачным, и с тех пор на Мосметрострое надолго было забыто слово "кессон". Именно с использованием нового метода были построены в плывунах переходные участки Серпуховско-Тимерязевской линии от станции "Серпуховская" до станции "Тульская", от "Петровско-Разумовской" до "Владыкино", Калиненском - между "Перово" и "Шоссе Энтузиастов".

На каждом из этих сложных участков были свои проблемы: на одном из них горное давление буквально плющило горнопроходческий щит, но его удавалось с помощью мощнейших домкратов снова разжимать до проектных отметок и снова продолжить проходку, на других - случались прорывы плывунов, но благодаря оперативным мерам, последствия их не были катастрофическими.
На строительстве Серпуховского радиуса в тоннель попадало столько нефтепродуктов, что дважды приходилось тушить пожары. Из-за разрушенной системы вентиляции и критического содержания паров бензина тоннели были на грани взрыва. Оба раза работники ТО № 6 смогли выйти из этой ситуации с успехом.